Сельское поселение Гази-Юрт

Прокуратурой Назрановского района обратилась в суд с иском в защиту пенсионных прав жительницы с.п.Кантышево

Прокуратурой Назрановского района обратилась в суд с иском в защиту пенсионных прав жительницы с.п.Кантышево.
Прокуратура Назрановского района провела проверку по обращению пожилой жительницы с.п.Кантышево о нарушении ее пенсионных прав.
Установлено, что женщина 1944 года рождения является получателем страховой пенсии по старости.
В январе 2023 года размер страховой пенсии заявительницы решением экспертного центра при отделении Социального фонда России по Волгоградской области необоснованно был снижен на сумму свыше 13 тыс. рублей. 
Согласно представленной информации Отделением социального фонда России по РИ, заявительнице при назначении страховой пенсии по старости учтена заработная плата за период с 01.01.1994 по 31.12.1998, на основании справки, выданной Универсальной торговой базой «Чечресаспо» Чеченской Республики.
Подтвердить факт осуществления трудовой деятельности в Универсальной торговой базе «Чечресаспо» Чеченской Республики и начисления заработной платы не представляется возможным, в связи с отсутствием архивных документов из - за военных действий на территории Чеченской Республики в период с 1994 по 2001 гг.
В настоящее время выплата пенсии заявительнице осуществляется без учета справки о заработной плате за вышеуказанный период.
Вместе с тем выплата страховой пенсии по старости может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными сведений, на основании которых она назначена.
Выступая в защиту нарушенных прав женщины, прокуратура направила в Магасский районный суд РИ исковое заявление о признании незаконными действий пенсионной службы и обязании произвести ей доплату удержанной части пенсии по старости.
  Куриевой Ф.Х. представляющей интересы своей матери Дугиевой Долатхан Муссаевны о нарушении ее пенсионных прав.
Проверкой установлено, что в ходе проверки Ревизионной комиссии ПФР (ОСФР) в ноябре 2022 года проведены мероприятия по снижению размера пенсии получателей страховых пенсий до подтверждения сведений о заработной плате.
Согласно представленной информации Отделением социального фонда России по РИ, Аушевой З.М. при назначении страховой пенсии по старости учтена заработная плата за период с 01.01.1994 по 31.12.1998, на основании справки, выданной Универсальной торговой базой «Чечресаспо» Чеченской Республики.
 Подтвердить факт осуществления трудовой деятельности в Универсальной торговой базе «Чечресаспо» Чеченской Республики и начисления заработной платы не представляется возможным, в связи с отсутствием архивных документов из - за военных действий на территории Чеченской Республики в период с 1994 по 2001 гг.
 В настоящее время выплата пенсии Дугиевой Д.М. осуществляется без учета справки о заработной плате за вышеуказанный период.
С 01.12.2022 в соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда России от 08.11.2022 определённые полномочия, в том числе по осуществлению функций назначения, перерасчета, выплаты и прекращения пенсий переданы Экспертному центру, созданному при ОПФР по Волгоградской области. 
Распоряжение о перерасчете размера пенсии Дугиевой Д.М. принято   Экспертным центром при ОСФР по Волгоградской области.
 Между тем, в соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Главой 5 "Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" (ст. 21 - 29) Федерального закона "О страховых пенсиях" №400-ФЗ (далее – ФЗ №400) определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.
Положениями ч. 9 ст. 21 ФЗ №400 предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. 
Исчерпывающий перечень оснований для прекращения и приостановления пенсии определён ст.ст. 24, 25 ФЗ №400.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 названного федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). 
Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 545н утверждении Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии.
Пунктами 63-66 Правил предусмотрено, что выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при устранении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", до приостановления или прекращения выплаты пенсии продлевает выплату этой пенсии.
Выплата пенсии приостанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определенном частью 1 статьи 24 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П). 
Исходя из изложенного выплата страховой пенсии по старости, которая была назначена Дугиевой Д.М. в соответствии со ст. 8 ФЗ №400 с 05.03.2001, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными сведений, на основании которых назначена пенсия.
Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину пенсии, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, или предположений в части достоверности представленных сведений не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину пенсии.
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по старости, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости. В частности, до принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по старости. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности представленных сведений о заработной плате у гражданина не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по старости.
Таким образом, в нарушение указанных требований закона, без наличия на то законных оснований размер пенсии Дугиевой Д.М. снижен на 13166, 77 руб. При этом, пенсия для Дугиевой Д.М. является единственным источником дохода.
 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie